Парады псіхолага

РЕКОМЕНДАЦИИ ШКОЛЬНИКУ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ

развернуть

Ты хочешь более успешно вести себя во время экзамена?
Ты хочешь достойно выглядеть перед экзаменатором?
Ты хочешь сделать все от тебя зависящее?

Следующие советы помогут тебе в этом...

Место для занятий:
• убери лишние вещи
• удобно расположи учебники, пособия, тетради, карандаши и т. п.
• психологи считают, что хорошо ввести в такой интерьер для занятий жёлтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность
Составь план:
• определи, кто ты "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого мак-симально загрузите утренние или вечерние часы
• в плане на каждый день определи, что ты именно сегодня будешь изучать
 
Работа:
• хорошо начинать с самого сложного, но если нет настроения, начни с того материала, который более всего интересен и приятен
• чередуй работу и отдых
• полезно повторять материал по вопросам
• составляй планы и схемы, причём обязательно делай это на бумаге
• ответы на наиболее трудные вопросы можно рассказать маме, другу или перед зеркалом
• помни: твоя задача не вызубрить, а понять
• выполняй практические задания: решай задачи, разбирай предложения и слова
• не думай о том, что провалишься, напротив, нарисуй себе картину триумфа, лёгкого победного ответа
• за несколько дней до экзамена "проиграй" мысленно ситуацию экзамена, представь себе во всех деталях: обстановку, комиссию, свой ответ
 
 
свернуть

КАК ПЛАНИРОВАТЬ СВОЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

развернуть

- Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируй цель пред­стоя­щей деятельности.

- Подумай и хорошо осознай, почему ты это будешь делать, что тебя тол­ка­ет сделать это, для чего это нужно.

- Оцени и проанализируй возможные пути достижения цели. Постарайся учесть все варианты.

- Выбери наилучший вариант, взвесив все условия. Обычно самый оче­видный вариант не является самым лучшим.

- Наметь промежуточные этапы предстоящей работы, хотя бы примерно определи время для каждого этапа.

- Во время реализации плана постоянно контролируй себя и свою дея­тельность. Корректируй работу с учетом получаемых результатов, то есть осуществляй и используй обратную связь.

- По окончании работы проанализируй ее результаты, оцени степень их совпадения с поставленной целью. Учти сделанные ошибки, чтобы из­бежать их в будущем.

свернуть

ВЫБОР ЦЕЛИ

развернуть

Правильно поставив цели в учебе, ты можешь автоматически перестроить весь процесс. Ты можешь его наполнить важным для тебя смыслом. Рутина и тоска тут же уступят место вдохновению и творческому интересу. При этом внешние условия можно особо и не менять.

«Для чего я изучаю этот материал? Этот предмет?» — вот клю­чевой вопрос. Отвечая на него, ты можешь просто смириться с тем, что «так надо», а можешь и выбрать значимые для тебя цели. Раз­ница — колоссальная. Уровень легкости ошеломляет, если перей­ти от стиля «делаю, потому что заставляют» к стилю «делаю, по­тому что мне нужно».

Когда ты пишешь сочинение, ты можешь поставить такую цель: научиться ясно и доходчиво излагать свои мысли — так, чтобы другие люди их поняли. Ты думаешь, что в жизни тебе это не пригодится?! А еще ты можешь поставить для себя задачу так: писать не только для себя, не только для отметки, но и для того, кто читает твое сочинение. Учителю ведь оно тоже может чем-то помочь, чему-то научить его, дать что-то новое. Учителю могут быть интересны твои взгляды, твой под­ход. Ты думаешь, выдумки? Возможно, конечно, не всегда учитель ищет что-то для себя, проверяя сочинения, — усталый, измученный, привык­ший к их однообразию... Но ведь сочинение — это разговор. Он может быть разным. Он всегда может что-то дать.

Если ты ощущаешь саму прелесть литературного творчества, то вообще здорово! Одно это может быть целью.

Если тебе непонятна цель, которую тебе предлагает школьная ситуация, то можно попытаться понять ее глубже. Можно попро­бовать увидеть ее не через привычную схему и привычные отно­шения, а иначе, найти в ней неожиданные стороны.

В математике, истории, биологии, географии, химии, физике и прочих науках можно видеть не только знания из этих сфер на­уки, но еще и тренинг для ума, изящество внутренних взаимосвя­зей, красоту закономерностей... Если ты хочешь стать художником или дизайнером, то ты везде можешь учиться краси­вому оформлению: в учебниках, в тетрадях, на доске в классе, на висящих плакатах и таблицах...

Иностранный язык — это ключ к пониманию психологии дру­гой нации. А значит, и свою нацию ты будешь понимать лучше, так как увидишь другой вариант национальной психологии.

Если цель писать грамотно тебя не вдохновляет, то подумай о том, что русский язык — это удивительная система. Ее парадок­сальная логика и естественная математика, ее законы и систем­ные тайны выходят за рамки объяснений в школьной программе. Ты можешь очароваться этим. И тогда увидишь в очаровании цель. Или другие интересные цели.

Тут можно писать и изобретать много чего. Цель получить хо­рошие знания и потом достойную профессию, интересную и опла­чиваемую работу — это само собой. Если тебя данная цель вдох­новляет, то отлично. Получить красивый аттестат или диплом с хорошими отметками, золотую медаль — это тоже цели достойные (хотя не всегда обязательные).

Итак, подумай о целях, которые ты ставишь в учебе. Что важ­но для тебя?

свернуть

ПОГОВОРИМ О ЛЕНИ

развернуть

«От далеких предков нам досталось не только тело,

требующее тренировки, но и психика, точнее,

биологические чувства, способные превращаться

в пороки, или, поделикатнее, в недостатки».

Н. М. Амосов

Самый важный из них – лень. Лень противоположнее напряжению и предполагает расслабленность, размягчение мышц организма. Человек, как и животное, напрягается только тогда, когда есть для этого необходимость. Чем она сильнее, тем больше напряжение. Расслабленность вызывает приятные чувства, особенно после сильного напряжения.

Чувство расслабленности можно тренировать, его можно так натренировать, что совсем не надо будет напрягаться.

Исключение составляют только детеныши, как человеческие, так и детеныши животных. Они готовы бегать и прыгать без всякой нужды – это их потребность. Природе создала их такими, чтобы они могли тренировать развивающийся орган, пока родители еще добывают для них пищу и защищают от врагов.

Лень не угрожает здоровью диких животных, так как их питание нерегулярно, запасов еды практически никогда нет, а голод, холод и враги не позволяют надолго расслабиться. В то же время взрослому животному бегать без нужды неэкономно: нет смысла расходовать калории, которые оно с трудом накопило и их еле хватает для полезных движений.

В этом биологический смысл лени. Думается, что у лени есть и другой смысл – она имеет для человека определенную ценность как состояние, которое позволяет ему яснее определить цели, понять, что ему надо. Как говорят психологи, лень позволяет человеку сориентироваться в своих желаниях, просто обнаружив их существование. В то же время лень дает человеку возможность следить за течением его мыслей, за движением его чувств, хотя результат лени – внешний результат – это, по сути дела, отсутствие результатов. Но в жизни человека не все можно оценить, разделив на два полюса – полюс «хорошо» и полюс «плохо».

Будучи пороком, недостатком, лень одновременно несет в себе ценность покоя, расслабленности, полного слияния «Я» человека с природой, с собственным организмом. Это очень важно для жизни, ведь в ней есть не только борьба, напряжение, но и покой, тишина и расслабленность. Остается только говорить о мере, целесообразности борьбы и покоя, напряжения и расслабленности… Постоянная борьба лишает человека сил, также и постоянный покой не приносит новых сил. Даже пружина, если ее не сжимать, заржавеет и испортится, также как она может лопнуть от чрезмерного напряжения. Этот образ очень похож на человека и его отношение к лени и труду.

Человеку надо учиться лениться – расслабляться – для восстановления сил. И ему надо учиться сосредотачиваться, напрягаться, чтобы развивать свое тело, свой ум. И надо во всем этом знать меру – свою меру.

свернуть
поделиться в: