«От далеких предков нам досталось не только тело,
требующее тренировки, но и психика, точнее,
биологические чувства, способные превращаться
в пороки, или, поделикатнее, в недостатки».
Н. М. Амосов
Самый важный из них – лень. Лень противоположнее напряжению и предполагает расслабленность, размягчение мышц организма. Человек, как и животное, напрягается только тогда, когда есть для этого необходимость. Чем она сильнее, тем больше напряжение. Расслабленность вызывает приятные чувства, особенно после сильного напряжения.
Чувство расслабленности можно тренировать, его можно так натренировать, что совсем не надо будет напрягаться.
Исключение составляют только детеныши, как человеческие, так и детеныши животных. Они готовы бегать и прыгать без всякой нужды – это их потребность. Природе создала их такими, чтобы они могли тренировать развивающийся орган, пока родители еще добывают для них пищу и защищают от врагов.
Лень не угрожает здоровью диких животных, так как их питание нерегулярно, запасов еды практически никогда нет, а голод, холод и враги не позволяют надолго расслабиться. В то же время взрослому животному бегать без нужды неэкономно: нет смысла расходовать калории, которые оно с трудом накопило и их еле хватает для полезных движений.
В этом биологический смысл лени. Думается, что у лени есть и другой смысл – она имеет для человека определенную ценность как состояние, которое позволяет ему яснее определить цели, понять, что ему надо. Как говорят психологи, лень позволяет человеку сориентироваться в своих желаниях, просто обнаружив их существование. В то же время лень дает человеку возможность следить за течением его мыслей, за движением его чувств, хотя результат лени – внешний результат – это, по сути дела, отсутствие результатов. Но в жизни человека не все можно оценить, разделив на два полюса – полюс «хорошо» и полюс «плохо».
Будучи пороком, недостатком, лень одновременно несет в себе ценность покоя, расслабленности, полного слияния «Я» человека с природой, с собственным организмом. Это очень важно для жизни, ведь в ней есть не только борьба, напряжение, но и покой, тишина и расслабленность. Остается только говорить о мере, целесообразности борьбы и покоя, напряжения и расслабленности… Постоянная борьба лишает человека сил, также и постоянный покой не приносит новых сил. Даже пружина, если ее не сжимать, заржавеет и испортится, также как она может лопнуть от чрезмерного напряжения. Этот образ очень похож на человека и его отношение к лени и труду.
Человеку надо учиться лениться – расслабляться – для восстановления сил. И ему надо учиться сосредотачиваться, напрягаться, чтобы развивать свое тело, свой ум. И надо во всем этом знать меру – свою меру.
свернуть