Інавацыйны праект

Название проекта: «Внедрение модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования»

Цель инновационного проекта:
повышение качества оказания психологической помощи участникам образовательного процесса

Задачи инновационного проекта:
внедрить модель программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования;

внедрить методические рекомендации для социально-педагогических центров и учреждений общего среднего образования по обеспечению взаимодействия в рамках инновационной деятельности;

внедрить единые подходы и требования к организации психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования;

оценить эффективность внедрения проекта.

Научный консультант инновационного проекта Смирнова Наталья Викторовна, заведующий кафедрой психологии ГУО “Академия последипломного образования”, кандидат психологических наук.

Контактный телефон: 8(029)7046410, 8(017) 392 37 00

e-mail: psy@academy.edu.by

Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности осуществляет ГУО “Академия последипломного образования“ Министерства образования Республики Беларусь

Сроки реализации инновационного проекта с 1 сентября 2021 года по 30 июня 2023 года

Руководитель инновационного проекта: Золотарь Жанна Борисовна, директор государственного учреждения образования «Скирмантовский учебно-педагогический комплекс ясли-сад  -  средняя школа»,

8-01716-77904

e-mail: Skirmuntovo@schoolnet.by

Координатор проекта: Дашукевич Анастасия Николаевна, заместитель директора по основной деятельности государственного учреждения образования «Скирмантовский учебно-педагогический комплекс ясли-сад  -  средняя школа»
8-01716-738-64,

e-mail: Skirmuntovo@schoolnet.by

Основная идея инновационного проекта

развернуть

Основная идея инновационного проекта заключается в разработке единых подходов и требований к организации психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования, внедрению наиболее эффективных моделей психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания обучающихся, что позволит успешнее решать задачу организации психологической профилактики и коррекции на ранних этапах.

Исследование позволит выработать согласованные подходы к использованию новых технологий в процессе оказания психологической помощи и повысить ее эффективность.

Во многих странах мира школьные психологические службы существуют в разных форматах и названиях сейчас. Исследовательские опросы показывают, что в разных странах трудоустроено разное количество психологов, работающих в сфере образования (более 100 тысяч человек). Кроме того, пропорция количества детей, приходящихся на одного психолога, значительно различается в разных странах. Это, очевидно, влияет на спектр и качество психологических услуг, которые психологи могут предложить. Для того чтобы дети, нуждающиеся в психологической помощи, совете и поддержке, могли получить их немедленно, необходимо в значительной степени увеличивать количество психологов. Без этого они будут продолжать работать в условиях крайнего напряжения и с ограниченным эффектом.

Школьные психологические службы имеют в разных странах разные формы. Часто встречается такой вариант, когда школьный психолог – учитель, получивший специальную психологическую подготовку, – обслуживает одну или несколько школ. Его основная обязанность при этом – консультация школьного персонала по вопросам обучения и воспитания учащихся. Он работает один или вместе с ассистентом, в задачи которого входит тестирование учащихся и поддержание контактов с различными службами, которые работают с детьми или их родителями.

В некоторых странах (например, в Швеции) психологи работают в команде из трех человек. Они приезжают в школу и решают проблемы, поставленные учителями и учащимися. Для этого проводятся различные психологические измерения, опросы, беседы, консультации.

Психологическая служба может существовать также в виде консультационного центра. В США психолог, как правило, не числится в составе школы. Он обслуживает целую группу или сеть школ. Его внимание направлено на оказание помощи учащимся, особенно проблемным детям. Существуют еще медицинские, психиатрические, медико-психолого-педагогические центры, обслуживающие школьников. Школьная психология в США традиционно закреплена законом, предписывающим иметь психологическую службу в государственном департаменте образования.

Психологические службы образования в мире строятся на основе двух возможных моделей организации, принципиальное отличие которых заключается в том, где работает школьный психолог — в школе (образовательной организации) или вне школы (в консультации, центрах помощи, психологическом кабинете при районных или городских отделах местных органов власти и др.).

Первая модель — модель школьной психологической службы, по которой организована на сегодняшний момент психологическая помощь обучающимся и в Республике Беларусь — предполагает работу практического психолога непосредственно в образовательной организации. Это позволяет психологу основательно вникнуть в реальную ситуацию, узнать как учителей, так и обучающихся, их взаимоотношения, вступить в контакт с родителями. Такой педагог-психолог имеет возможность сочетать изучение личности и поведения ребенка в реальных жизненных условиях с углубленным анализом его индивидуальных особенностей. Психолог получает объективную оценку результативности своей деятельности (непосредственно наблюдая за тем, как претворяются в жизнь его советы и рекомендации, какие изменения произошли в образовательном процессе в результате его консультативной или профилактической работы). Эта модель, как принято считать, точнее отвечает решению перспективной задачи психологической службы образования (максимальному содействию развитию каждого учащегося) и в большей мере предусматривает такие активные формы деятельности специалиста, как психопрофилактику, психологическое сопровождение реализации образовательных программ, оценку образовательных результатов.

Вторая модель предполагает работу группы психологов в специализированном образовательном учреждении как особом научно-образовательном центре (при государственном или муниципальном органе управления образованием). В рамках этой модели психологи организуют работу с учителями и родителями в форме аудита, по договорам с образовательными организациями, с целью повышения психологической грамотности педагогов и родителей, проводят для них консультации по вопросам обучения и воспитания детей, осуществляют коррекционную работу с отдельными учащимися. Они выдают на основании профессиональных обследований рекомендации учителю или родителям по дальнейшей работе с учащимися, организуют постоянно действующие тренинги и научно-практические семинары по проблемам психологии детства, возрастной, педагогической, социальной психологии, психологии личности и межличностных отношений.

Развитие психологической службы должно предусматривать сочетание обеих моделей, иными словами — обеспечивать возможность взаимодействия психолога, работающего внутри того или иного учреждения, со специалистами из районных (городских) психологических центров, кабинетов или консультаций.

Практическая значимость инновационного проекта определяется возможностью использования его результатов в деятельности педагогов-психологов учреждений общего среднего образования при организации психологической помощи участникам образовательного процесса.

Разработка единых подходов и требований к процессу оказания психологической помощи, позволит успешнее решать задачу повышения качества психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования.

Использование разработанных методов и приемов оказания психологической помощи учреждении общего среднего образования позволит дополнить традиционные формы и методы работы педагога-психолога, повышая эффективность помощи каждому несовершеннолетнему с учетом его индивидуальных и личностных особенностей.

свернуть

Критерии и показатели эффективности инновационной деятельности

развернуть
  • динамика мотивации участников образовательного процесса к получению психологической помощи;
  • уровень психологической культуры участников образовательного процесса;
  • уровень личностного развития и профессиональной квалификации педагогов-психологов учреждений общего среднего образования;
  • удовлетворенность участников образовательного процесса результатами инновационной деятельности.
свернуть

Перечень документов

развернуть

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ,

регламентирующих реализацию инновационного проекта в учреждении образования

  1. Закон Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь».
  2. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
  3. Инструкция о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.
  4. Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 11.08.2021 № 589 « Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2021/2022 учебном году»

  5. Перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования в 2021/2022 учебном году.

  6. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 11.12.2019 №  185 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь».
  7. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 03.06.2019 № 71 «Об оплате труда работников в сфере образования».
  8. Приказ начальника управления по образованию Минского облисполкома от 02.09.2021 № 411 «Об организации экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Минской области в 2021/2022 учебном году»
  9. Приказ начальника управления по образованию, спорту и туризму Дзержинского райисполкома от 07.09.2021 № 456  «Об организации экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Дзержинского района» в 2021/2022 учебном году».
  10. Приказ руководителя учреждения на текущий учебный год.
  11. Протоколы педагогических советов, совещаний (с аналитическими материалами) по инновационной деятельности.
свернуть

Мероприятия в рамках проекта

развернуть
  • Инструктивно-методическое совещание "Ведение дневника участника инновационного проекта  -  условие успешной организации инновационного проекта" (с материалами можно ознакомиться ТУТ)
  • Участие в анкетировании на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности
  • Лекция для родителей по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков "Как избежать беды" (материал лекции ТУТ)
  • Семинар для педагогов по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних "Кто входит в группу риска" (материал семинара ТУТ)
  • Диагностические мероприятия по выявлению подростков, склонных к совершению аутоагрессивных и суицидальных действий
  • Психосоциальное анкетирование среди учащихся V-XI классов на предмет употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов
  • Групповая тематическая консультация педагогов «Особенности адаптации учащихся I, V классов» (ссылка на материал консультации)
  • Анкетирование учащихся выпускных классов по определению их интересов и склонностей, готовности к осознанному профессиональному выбору
  • Групповая консультация родителей «Психологические особенности подростков. Ошибки в воспитании» (брошюра для родителей)
  • Участие в инструктивно-методическом совещании «Анализ работы по внедрению модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования в 2021/2022 гг.»
  • Систематизация, анализ и обобщение результатов инновационной деятельности в соответствии с критериями и показателями ее эффективности
  • Подготовка справки о промежуточных итогах реализации инновационной деятельности в 2021/2022 гг.
свернуть

Информация для родителей по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних

развернуть
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме суицидального поведения детей и подростков.

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).

Суицидальная активность – любая внешняя или внутренняя активность, направленная на лишение себя жизни.

Суицидальное поведение – это проявление суицидной активности. Включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.

Наиболее распространенными признаками суицидального поведения являются:

- Капризность, привередливость;

- Депрессия;

- Агрессивность;

- Нарушение аппетита;

- Раздача подарков окружающим;

- Психологическая травма;

- Перемены в поведении и другие.

Вас должны насторожить высказывания ребенка:

- Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!».

- Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).

- Уверения в своей беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случится, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.).

- Прощания.

- Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство — это естественный отбор, то почему же я не убьюсь наконец?» и т.п.).

- Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).

Что могут сделать родители, чтобы не допустить попыток суицида.

- Сохраняйте контакт со своим ребенком. Для этого расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым.

- Говорите о перспективах в жизни и будущем. Сделайте все, чтобы ребенок понял: сама по себе жизнь – эта та ценность, ради которой стоит жить. Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения.

- Дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт в достижении успеха.

- Проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка.

 - Найдите баланс между свободой и несвободой ребенка. Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей «на волю», передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким. Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и что свобода может им пониматься как вседозволенность. Родителю важно распознавать ситуации, в которых ребенку уже можно предоставить самостоятельность, а в которых он еще нуждается в помощи и руководстве.

- Вовремя обратитесь к специалисту, если поймете, что вам по каким-то причинам не удалось сохранить контакт с ребенком. В индивидуальной или семейной работе с психологом вы освоите необходимые навыки, которые помогут вам вернуть тепло, доверие и мир в отношениях с ребенком.

Необходимо отметить, что помимо поддержки родителей подростки испытывают эмоциональную потребность в общении со сверстниками-друзьями, у которых были бы схожие взгляды и интересы. Иногда подростки часто обращаются к Интернету в поисках «родственной души».

Однако Интернет таит в себе множество опасностей. Дети могут столкнуться с сайтами, пропагандирующими насилие, порнографию, межнациональную и религиозною рознь, употребление наркотиков и алкоголя.

Родителям необходимо знать, какую информацию ребенок ищет в Сети, на какие сайты заходит со своего телефона или планшета. В целях обеспечения безопасности ребенка в Интернете, родителям (законным представителям) стоит отслеживать, как ребенок использует сеть: устанавливать фильтры веб-содержимого, управлять контактами электронной почты или ограничить общение ребенка через Интернет.

Особенно важно выделить такую опасность в Сети, как «смертельные игры», например «Синий кит», «Киты плывут вверх», «Разбуди меня в 4.20″, f57, f58, «Тихий дом», «Рина «, «Н я пока», «Море китов», «50 дней до моего…». В социальных сетях, в частности в «В Контакте» распространяются группы (сообщества), призывающие несовершеннолетних к совершению самоубийств, а также культивирующие идеи суицида. В таких «группах смерти» детям даются задания, которые включают в себя самоповреждение (порезы, причинение вреда здоровью), отсутствие ночного сна, просмотр видео и прослушивание музыки, отправленной детям из таких сообществ. Последним заданием «смертельной игры» — будет задание совершить самоубийство.

свернуть